"Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения." Антуан де Сент-Экзюпери.

воскресенье, 19 ноября 2017 г.

ИСТОРИЯ НЕСКОЛЬКИХ ВОЛНИТЕЛЬНЫХ ЧАСОВ ИЛИ СМАРТФОНЫ НА УРОКЕ: КАЗНИТЬ ИЛИ ПОМИЛОВАТЬ...

 Недавно мама одного подростка пережила несколько очень волнительных часов. Придя домой с работы, он не застала своего ребёнка дома. Начала звонить, чтобы выяснить его местонахождение и причину отсутствия . Сердита мама была сначала... Телефон не отвечал....
Ещё раз и ещё... 
Недовольство очень быстро переросло в волнение.
 Волнение - в страх за ребёнка. Да что же случилось?

  Материнское воображение стало рисовать страшные картины, неприятные сценарии сменялись один за другим. И так  минута за минутой, час за часом...

Звонок в дверь!
Вот он, ребёнок дорогой, кровиночка!
 Что случилось? 
Почему так долго? 
Почему не отвечал на телефон? 
Где был? 
Ты ведь голодный! 
Уставший!!!
Оказалось... 
По геометрии была контрольная... Мария Николаевна попросила сдать телефоны ей на стол- чтобы не воспользовались подсказками или встроенными калькуляторами или чем-то ещё "непозволительным"!
И ребёнок, написав пораньше работу, ушёл, забыв телефон на столе учителя. А учитель  не напомнил- не до этого ему: надо же следить, чтобы Сергей не списал у Элины, а Олег-у Ильи.
Уже у дверей подъезда, решив сообщить родителям о своём возвращении домой, обнаруживает , что телефона-то нет. Он-у Марии Николаевны. Разворачивается-идёт пешком ( деньги на проезд истратил) обратно в школу. 
Там учитель преспокойно проверяет контрольные...
 А потом-пешком домой.Батарея на телефоне, как это водится, села. Дать о себе знать нет возможности. 
А мама уже передумала всё, перебрала разные варианты событий.За два часа ожидания обзвонила одноклассников: да, ваш сын ушёл пораньше и должен быть дома.
А он просто решил вернуться за телефоном, будь он не ладен, этот телефон...
 Как так?
Где в уставе образовательного учреждения написано о том, что ученик непременно должен сдавать девайс учителю во время урока? 
Или это , может быть, прописано в Законе об образовании?
 Ничего подобного нигде не обозначено!
Это личная инициатива педагога-и только педагога. Как же! Телефон-смартфон-это же многоаспектный раздражитель, вредная игрушка, шпаргалка, отвлекающий предмет, исчадье ада- всё в одном!!! 


А если уроки сделать поинтереснее? 
Тогда не придётся делать замечания детям , тогда они не будут тайком заглядывать в свой девайс ...
А если аргументированно объяснить, почему нельзя использовать смартфон на уроке!
А почему, собственно, нельзя?!!!!
Можно и даже нужно!!! 
Только при правильной организации работы.Чтобы это было полезно...
 И не записывать ученика в злостные нарушители дисциплины, не обвинять в нечестности на контрольной поголовно всех. 
Кстати, герой вышеописанной истории , никогда не списывает, не проверяет ленту новостей в соцсети, не играет в игры и т.п  на уроках. 
Он приходит в школу за знаниями, а  встречает недоверие: " Сдайте телефоны, а то вы списывать будете!"
Я тоже учитель. И у меня на уроках можно пользоваться смартфонами, планшетами. 
Я прошу найти нужную информацию, обменяться ею со своими товарищами. Прошу заглянуть в мобильный словарь, изучить этимологию слова, определить тезаурус. Прошу пройти вебквест, а потом поделиться своими успехами. 
"Вредная игрушка" превращается в необходимое учебное пособие. 
Более того, утверждаю, что именно использование современных средств общения , правильноорганизованная работа с Интернет источниками и даже с соцсетями, позволяет добиться не только предметных, но и личностно-значимых результатов.
 Вот как получается- никого и ничего казнить не нужно, просто не за что. Педагогам нужно пересмотреть своё отношение к смартфонам и превратить их в союзников, помощников.
И мамы будут спать спокойно! 

Картинки из Интернет.

32 комментария:

  1. Случай, конечно, интересный! Я с вами абсолютно согласна, что вредность можно и нужно превратить в полезность на уроках.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Юлия! Спасибо за отзыв! Как известно, запретный плод сладок. Поэтому запретами ничего не добиться.

      Удалить
  2. Сделать телефон учебным пособием - хорошая идея, Елена Алексеевна. Но редко кто из учителей настолько продвинут, чтобы разрешить пользоваться телефоном и даже на уроке икать информацию, используя гаджеты. В основном только запрещают. И родители, кстати - тоже.
    Ситуация. Маме приходит смс от ребенка из соцсети. Или она видит ребенка в соцсети онлайн. Во время урока. Мама смотрит на расписание и выясняет: "Ага, сейчас математика!". Идет в школу и жалуется, что на уроке математики ребенок сидит в интернете. Что делать тогда?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Витальевна! Прошу прощения за долгое ожидание ответа- на то были свои причины. Образовательные стандарты диктуют использование разного вида информационно-технических средств, развитие навыков поиска информации в сети Интернет, формировать умения обмениваться найденной информацией в рабочей группе или паре для постановки и решения проблемных задач. Поэтому телефон как учебное пособие- это не просто хорошая идея, это уже реалия, данность, которую надо постараться принять всем участникам образовательного процесса: ученикам, учителям, родителям.

      Удалить
  3. Елена Алексеевна, я Вас сейчас ещё больше удивлю. У нас в школе ВООБЩЕ телефон запрещен. То есть, войдя в школу, ученик обязан телефон выключить и не пользоваться им, пока находится в школе. Вышел из школы - включай, звони.
    Я от таких мер, конечно, одуреваю (извините:)
    Дети ко мне в библиотеку заходят и тихонько спрашивают разрешения позвонить маме. "Конечно, звоните" - так же шёпотом разрешаю я им...)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана! Это уж крайности! да, действительно, я имела в виду в основном старших школьников, ну, а малыши, конечно, на уроке не пользуются телефоном, но , бывает, отпрашиваются в коридор ответить на мамин звонок. Кстати, у многих особые часы-телефоны-очень удобно и детям, и родителям.

      Удалить
  4. увы, не согласна. А как быть на уроках при подготовке к ЕГЭ по математике, когда дети должны уметь делить и умножать в столбик без калькулятора. Я забираю телефоны, тем более, это нисколько не противоречит нашему локальному акту "Правила для учащихся". А что касается других форм работы, то я разрешаю пользоваться телефоном, и даже сама могу к этому мотивировать

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! А что мешает тому, кто хочет списать сдать один телефон, а воспользоваться другим? Если уж такой ученик не понимает, что списывать =это только самому же себе вред наносить, то никакие запреты не помогут ему это понять.

      Удалить
    2. Здравствуйте, Елена Алексеевна!
      И я не согласна! Уроки бывают разные... И у меня на уроках можно пользоваться Интернетом, что-то гуглить, сканировать QR-коды, читать задание в блоге и писать комментарии.
      НО!
      Если контрольная работа, то и я прошу выложить свои телефоны на парту возле двери. Я не прикасаюсь к телефонам даже пальцем.
      Доверяю ли я детям? Да. Я не доверяю их тяге к телефонам.
      Бывает, что и дети забывают телефоны. Тогда я несу их классному руководителю и прошу поставить в известность родителей.
      Елена Алексеевна, Вы рассмотрели ситуацию с точки зрения родителя. А попробуйте взглянуть иначе.

      Удалить
    3. Согласна по нескольким аспектам. Во-первых, уроки, действительно, бывают разные, и не на каждом идет работа с Интернет-источниками. Во-вторых,если учитель и просит сдать телефоны, то, конечно, прикасаться к ним не стоит , правильно, что телефоны находятся рядом с выходом- тогда ребёнок не забудет его забрать.
      В- третьих, я на самом деле рассмотрела ситуацию со стороны мамы. Ведь эта мама-я, а я. как известно, тоже учитель. Именно поэтому я и написала данное сообщение- и как мама, и как учитель. А кого во мне больше? Конечно, мамы.

      Удалить
  5. Елена Алексеевна, у нас в Кузбассе в этом учебном году все школы подключили к электронной библиотеке "ЛитРес:Школа". Это приказ МинОбрНауки. И на уроках литературы, чтобы у всех ребят были тексты обязательно надо использовать планшет или смартфон. Если у ребенка нет бумажной книги.
    Елена Алексеевна, я только сейчас увидела, что еще 5 ноября вы написали мне в Блоге Кота Васьки на странице "Мой блог" комментарий. Извините, что сразу я не увидела. Ваш блог быстро открывается. У вас все нормально в блоге. Я теперь точно знаю, из-за чего у меня была проблема. Все дело было в гаджете "Статистика блога" (из-за него блоги не всегда открывались). А в блоге "Записки на колготках" стоял гаджет "Календарь" (блог открывался, но этот гаджет его тормозил). Но я провела полную чистку. Убрала все, что ведет на другие блоги и сайты. Если у вас блог не всегда открывается, обратите внимание, что у вас стоят на сайдбаре "Электронный дневник", "Новости гимназии", "Газета". Я их не смотрела. Но, может быть, они мешают. Я точно не знаю. Я не специалист.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Алексеевна, еще, пожалуйста, посмотрите мой пост от 15 ноября. Называется "4000 комментариев или информация для размышления".

      Удалить
    2. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Спасибо за советы! Они очень ценны! Обязательно зайду к Вам в гости.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Елена Алексеевна! Увы, в этом вопросе нет единых мнений. Вы говорите о старшеклассниках? А у нас в школе даже первоклассники с телефонами. Родители утверждают, что это средство связи, необходимость "отследить" ребёнка... Первоклассники, да и другие ученики начальной школы ещё и писать-читать не умеют, а телефон их, действительно, отвлекает... Но об этом нужно говорить с родителями на собраниях, чтобы потом не получилось конфликта.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Совершенно верно, Людмила Фёдоровна! Родители в первую очередь должны объяснить детям, установить правила пользования телефоном, конкретное время звонков.

      Удалить
  7. Здравствуйте, Елена Алексеевна, я тоже со студентами на уроке литературы использую смартфоны, например, при изучении лирики. Им удобнее и, главное, быстрее найти стихотворения в телефоне, чем приносить каждый раз толстые книги. А вот на контрольных я, на месте учительницы, попросила бы убрать гаджеты в портфель и предупредила бы о снижении отметки за списывание.

    ОтветитьУдалить
  8. А на месте мальчика, не стала бы возвращаться в школу, а забрала телефон на следующий день

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Правильно, Анна Владимировна! Мама этого мальчика так ему и сказала. Не стоит это всех треволнений.

      Удалить
  9. А у меня противоположная боль. Слишком часто наш учитель математики на почту детям сбрасывает разные "штучки" к уроку. И просит на уроке ими пользоваться. А у моего сына телефон совсем слабенький. Я сама была свидетелем как мальчику говорили: "Не мои проблемы". Так что очень неприятно. Смартфон вводить в культ пока еще рано.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина! Спасибо за Ваше мнение! Конечно, злоупотреблять "штучками" к уроку не надо. В своих размышлениях я пыталась акцентировать внимание на том, что телефоны =это не вред, а, скорее помощь, которую используем разумно. И, конечно, я против, чтобы телефоны собирались учителем перед уроком. Как бы априори обвиняя ребёнка в жульничестве!

      Удалить
  10. Здравствуйте, Елена Алексеевна!
    Я не знаю, что сказать по этому поводу. Пожалуй, впервые у меня нет на это однозначного мнения.
    Да - телефоны-смартфоны-планшеты нужны.
    Нет - если во время урока ребенок занимается чем-то отвлеченным (игры, соцсети,...)
    Да - "хулиган" увлекся чем-то в смартфоне - не срывает урок.
    Нет - Пример заразителен "А почему ему можно, а мне..."
    Да - в любой момент можно узнать самочувствие ребенка.
    Нет - учителей раздражают звонки и СМСки во время урока (а на перемене шумно - не слышно)
    Да - любой современный человек ДОЛЖЕН уметь за считанные секунды найти необходимую информацию
    Нет - часто просто более умные пересылают готовые ответы всем остальным.
    Кстати, доходит до абсурда!Я знаю учителя, который в каждом классе меняет местами задания на тестовых контрольных. (Молодец!) Но вот детишки, получив готовые варианты ответов от предыдущего класса даже не задумываются, не читают вопросы, просто переписывают и получают ...
    Для меня телефон -это прежде всего средство связи с внешним миром. И когда эта связь прерывается, кажется, что мир исчез.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Спасибо за столь обстоятельный комментарий!Всё правильно, так сложно найти "золотую середину". Однозначно, запрет -это не панацея. Достаточно вспомнить притчу о бабочке в руке.

      Удалить
  11. Здравствуйте, Елена Алексеевна! Вот и у меня нет однозначного мнения по поводу использования телефонов или смартфонов. Я за использование всех современных гаджетов, но использование их должно быть разумным, рациональным и безвредным!!! Для меня также телефон - это средство связи с внешним миром!!!)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна, Елена Валентиновна! Прежде всего разумное использование с пользой для дела и во благо.

      Удалить
  12. Здравствуйте, Елена Алексеевна, актуальная тема-дети и телефоны. На прошлой неделе не могла дозвониться 10-летней внучке, которая живёт в Питере. А нам окружными путями сообщили, что школа заминирована, детей вывели из школы...без портфелей, рюкзаков, в которых были выключенные телефоны. Но наша девочка телефон забыл дома! Вы не представляете мою радость, когда дозвонилась и узнала, что всё в порядке)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Ивановна! Спасибо за полный тревоги рассказ. Значит, Вы понимаете маму-героиню поста. Вы правы, тема, действительно, актуальная. И, как говорится, сколько людей-стОлько и мнений. Так было и будет. И это правильно_ в споре рождается истина.

      Удалить
  13. Здравствуйте, Елена Алексеевна!
    Неее, не согласная я. Наш век - век зависимости от этих гаджетов-дивайсов. Один мой ученик, 11-классник, пожаловался на то, что и впрямь зависит от него. Вот и та мама. Раньше никто меня не обязывал отвечать на телефон. Теперь иные волосы рвут от возмущения: как же, я тебе звонил, а ты трубку не поднял! А я никому не обязана ни в чем отчитываться. Не ответила - значит на то были свои причины. Ведь некоторым вообще не понятно, что такое тащиться с кучей вещей под беспощадным ноябрьским дождем, везти перед собой коляску с ребенком, в на плече держать сумку. Или просто куда-то сильно торопиться. Или просто сидеть и есть. Кому какое дело? Так нет же, считается, что это возмутительно не ответить на сотовый. Это по поводу звонков той мамы.
    А по поводу использования на уроках - у меня в этом году младшие классы. Категорически запрещаю. Они НЕ умеют использовать телефон в учебных целях. У иных телефон звонит во время урока: мама звонит. "Мама?" - удивляюсь я, - "А разве она не знает расписание звонков?" К тому же, дисциплину наладить с начальной школой - отдельная песня.
    До декрета я работала с подростками от 13 до 16 лет. 16-летние использовали гаджеты в качестве словаря, он у них всегда на парте лежал. Я не беспокоилась: дети уж у меня хорошие были))) А вот подросткам помладше, которым было тогда 13-14 лет, запрещала. Они списывали, сидели в этом ужасном Вконтакте (как же я терпеть не могу эту соцсеть!) и т.п. Так что, конечно, необходимо смотреть по конкретной аудитории. Своим 16-летним ученикам и моим друзьям я доверяла, и они мне доверяли и не подводили. А вот остальным - нет. Не потому что они плохие, просто пока еще не доросли.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Поддерживаю Вашу мысль по поводу младших классов. Они только приобретают необходимые для них учебные навыки, среди которых непременно будет умение работать с Интернет-источниками, мобильными словарями, но до этого ещё далековато.

      Удалить
  14. Здравствуйте, Елена Алексеевна! Полностью поддерживаю! Учителя не имеют право забирать телефоны детей.

    ОтветитьУдалить
  15. Добрый вечер, Елена Алексеевна!
    Читаю Ваши замечательные статьи, но часто времени или самоорганизации не хватает, чтобы озвучить свои мысли в комментариях.
    Спасибо Вам за поднятие такой интересной темы, спасибо коллегам за мнения.
    Ваше отношение к телефонам на уроке напомнило фразу: "Не можешь победить врага - возглавь его".
    Этот способ кажется мне единственно верным, ведь подрастающее поколение видит в телефонах совершенно иное, нежели мы - выросшие без интернета.
    В то же время соглашусь с Лилией Павловной: слишком уж много соблазнов таится в простом телефоне. Сначала ребенок ищет информацию по теме, а уже через минуту решает на секундочку посмотреть, что ему написали в соцсетях, и вот, внимание потеряно, ребенок погружается в иное информационное пространство.
    Хотя, конечно, Вы абсолютно правы, когда говорите, что тут все зависит от личности самого учителя.
    Универсальных решений к сожалению, и к большому счастью - нет, мне кажется, как всегда, нужна "золотая середина".

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...